top_block
 
 

Личный кабинет

 
 

Регистрация участников

 

Следите за конкурсом в социальных сетях:

 
 
 
 

Перейти в раздел «О конкурсе»Перейти в раздел «Номинации»Перейти в раздел «Участники»Перейти в раздел «Партнёрство»Перейти в раздел «Бюджет»Перейти в раздел «История»Перейти в раздел «Контакты»
 

 
   

Архив новостей


Подписка на новости  |  Новости конкурса в формате RSS

28.11.18    Данные исследования 

Чтобы измениться, российской школе нужно новое понимание целей. Исследование НИУ ВШЭ

Менее 50% российских учителей считает, что школа должна научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учителя математики оказались наиболее консервативными в вопросах развития у детей критического мышления. В сельских школах активнее развиваются формы самостоятельной работы учеников, нежели в городских. Это лишь часть выводов, к которым пришла группа ученых Института образования НИУ ВШЭ по итогам большого исследования взглядов педагогов и родителей на развитие у детей современных навыков наряду с предметными знаниями.

Работа «Навыки XXI века в российской школе» базируется на масштабном опросе учителей, в котором приняли участие 4,5 тысячи человек из 85 регионов России, работе в пятнадцати фокус-группах в городах Московской области и анкетировании 3,3 тысяч родителей, чьи дети учатся в школах Москвы и Московской области. Исследователи поставили себе целью выяснить, как российские учителя используют педагогические подходы, которые становятся основными в странах — лидерах образования. Речь идет о развитии того, что в педагогической науке получило название «навыки XXI века»: это умение мыслить креативно, критически, взаимодействовать друг с другом, способность к самоорганизации и т.д.

Сделан вывод, что российские учителя все еще сфокусированы только на предметных знаниях, которые должна дать школа: они считают, что социальные навыки (умение общаться) и умение учиться должны быть привиты в семье. Более 80% учителей ощущают ответственность за то, чтобы дети получили качественные знания и научились хорошо излагать свои мысли, но, например, менее половины учителей считают, что школа должна «научить учиться» или развивать нестандартное мышление. Лишь 15% педагогов готовы развивать в детях навыки самоорганизации. Менее половины (47,3%) учителей согласны с утверждением, что школа должна научить применять знания в повседневной жизни.

Эксперты отметили, что учителя математики оказались наиболее консервативными в вопросах развития критического мышления: лишь 47% из них считают, что ребенка нужно научить оценивать достоверность информации (для сравнения: такой позиции придерживается более 70% учителей-историков и более 60% преподавателей физики, биологии, химии). Среди математиков также оказалось больше всего согласных с утверждением «нельзя научить мыслить критически» (24,5%) и сомневающихся в возможности развивать креативное мышление (41,1%).

При этом те педагоги, которые с интересом относятся к развитию навыков XXI века и, в частности, поощряют групповую работу, общение школьников, чаще других жалуются на проблемы с дисциплиной в классе: ученые связывают это с недостаточным владением методами, с помощью которых можно развивать в детях современные навыки, используя предметное содержание. Интересно, что самостоятельность и самоорганизацию детей лучше развивают в сельских школах: 70% сельских учителей рассказали, что дают детям возможность самостоятельно искать ответы на вопросы (в крупных городах — 60%), 51% педагогов используют практику самопроверки знаний (в городах — 39%).

В качестве наиболее тревожной тенденции авторы исследования называют недостаточный интерес молодых учителей к современным педагогическим практикам. Они отмечают, что развитием навыков коммуникации и умения учиться чаще занимаются учителя старшего поколения: «Это очень рискованная ситуация, если учесть, что старшие учителя будут постепенно уходить, а нынешние молодые станут большинством».

Оригинал >>


Перейти в архив новостей

 


 
 
 
  Министерство образования и науки России, учредитель конкурса   Директор школы   Социальный навигатор  
 
 
 

 

  конкурс проводится при поддержке  

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Российская академия образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Московский городской педагогический университет Администрация Мечетлинского района Республики Башкортостан

 

  партнёры конкурса  

 

Компания SELENA Международный детский центр «Артек» Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Интеркультура» Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации

 

  информационные партнёры  

 

Эхо Москвы Журнал «Вестник образования» Учительская газета Журнал «Вестник образования России»
Онлайн-издание «Вести образования» ПЕДСОВЕТ.ORG
Журнал «Практика административной работы в школе» Директория.Онлайн Федеральный специализированный журнал «Кто есть Кто в образовании и науке»

 

Оператор конкурса АНО «Образовательный квартал»

Оператор конкурса АНО «Образовательный квартал»