Интервью с финалистом конкурса «Директор школы 2010»

Мухаевым Михаилом Петровичем

директором Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III вида № 33 города Новочеркасска Ростовской области

В: Михаил Петрович, согласно условиям второго тура, Вам было необходимо обратиться с «виртуальной» просьбой к известным представителям органов власти, экспертам в сфере образования с просьбой решить проблемы, актуальные для профессиональной деятельности директора или для системы образования в целом. К кому Вам выдалось обращаться? Какую проблему вы подняли, обращаясь к известной персоне? Почему?

О: Я обратился к Чубайсу Анатолию Борисовичу, подняв проблему эффективного использования достижений нанотехнологий в лечении инвалидов России, возвращения к полной жизни двенадцати миллионов взрослых и детей-инвалидов. На вопрос «почему?» лучше всего ответит каждый из них. Безусловно, тема моего выступления на втором туре связана с вопросами, которые я уже затрагивал в конкурсном эссе.

В: Что в ходе второго тура было для Вас самым сложным и волнительным? Самое яркое впечатление? Каково Ваше общее ощущение от финального испытания?

О: Сложностей не было. Но самое яркое и незабываемое впечатление произвело открытие конкурса, заслуженное признание «дирижера» учебно-воспитательного процесса. Наконец-то в системе образования обнаружен директор школы! Ощущение значимости и признания занимаемой должности придало новый импульс к работе, заставило критически пересмотреть некоторые аспекты образовательного процесса специального учреждения, наметить новые перспективы.

В: Почему Вы решили принять участие в конкурсе?

О: Созданная и проверенная на протяжении двадцати лет программа обучения молодых педагогических работников (да и работающих) дала положительный результат. А почему бы этим не поделиться с другими?!

В: Михаил Петрович, что Вам дало участие в конкурсе? Как Вы думаете, чем поможет школе Ваше участие в конкурсе?

О: Участие в конкурсе определило как мой уровень, как директора, так и школы на фоне образования России. Мое участие в конкурсе поможет моей школе в новых творческих поисках, в решении проблем реабилитации инвалидов.

В: Какое свое достижение как руководителя учебного заведения Вы считаете для себя главным? Стало ли для Вас участие в конкурсе особым этапом, который помог проанализировать Ваш опыт управления школой?

О: К своим главным достижениям как руководителя учебного заведения я отношу создание 9-летней программы работы школы по обучению тифлопедагогике и тифлопсихологии педагогических работников и родителей детей-инвалидов по зрению. А также разработку программ по ориентировке в пространстве и создание блока коррекционных занятий с детьми-инвалидами по зрению.

В: В чём, по Вашему мнению, рецепт успеха руководителя? Поможет ли конкурс накопить и распространить этот опыт?

О: Рецепт руководителя прост! Это, прежде всего, умение слушать коллективное и личное мнение сотрудников, находить правильное решение, удовлетворяющее и руководителя, и педагога, и родителя, и ученика. Директор должен постоянно ставить перед коллективом интересные задачи, «зажигать коллектив», не останавливать их на полпути. И конечно, важна личная эрудиция, эмоциональный настрой, требовательность. И никогда не нужно делить учителей на «хороших» и «плохих».

В: Управление школой – творчество или жесткое следование правилам и схемам?

О: Управление школой – это, конечно, творчество!

В: Какой импульс для развития школы дало участие в конкурсе ее руководителя?

О: Совершенствование!