Интервью с призером конкурса Директор школы - 2010

Бабетовым Алексеем Алимовичем

директором Гимназии № 210 «Корифей» города Екатеринбурга

В: Алексей Алимович, согласно условиям второго тура, Вам необходимо было обратиться с «виртуальной» просьбой к известным представителям органов власти, экспертам в сфере образования с просьбой решить проблемы, актуальные для Вашей профессиональной деятельности или для системы образования в целом. К кому Вам выдалось обращаться? Какую проблему Вы подняли, обращаясь к известной персоне?

О: Я обращался к Председателю совета директоров корпорации Microsoft Биллу Гейтсу. Сам формат второго тура был, конечно, неожиданный, но очень интересный. Как тренинг, как повышение квалификации участие во втором туре оказалось очень полезным.

Я предложил Биллу Гейтсу организовать стажировку для руководителей школ в лучшие центры по информационным технологиям в США и в другие страны, чтобы Билл Гейтс финансировал эту программу, поскольку он занимается благотворительностью. Дело в том, что информатизация общества, в которой Билл Гейтс принимает активное участие и тем самым изменяет всю общественную жизнь и жизнь школы тоже, связана со следующими проблемами социума. Во-первых, это ослабление роли школы и роли учителя в условиях быстро развивающейся информатизации. 50 лет назад школа и учитель были единственными источниками знаний. А сейчас источников знаний становится все больше. В первую очередь это Интернет. Отсюда вытекает вторая проблема: ученик порой знает больше, чем учитель, быстрее овладевает технологиями, и для учителя это кризисная психологическая ситуация. Именно поэтому я «виртуально» попросил Билла Гейтса организовать стажировку для руководителей и педагогов.

В: Почему Вы решили принять участие и что Вам это дало?

О: Прежде всего, участие в конкурсе было вызовом самому себе как профессионалу. Я уже не так четко видел горизонты для развития, а конкурс дал мне шанс для нового «прорыва», шанс узнать что-то новое. Конкурс произвел такой эффект, что и во время подготовки, и на самом конкурсе для меня раскрылись новые перспективы, новые направления, по которым можно работать: направления, связанные и со школой, и с самим собой – жизнь стала гораздо интересней!

В: Как Вы думаете, появление конкурса совпало с ожиданиями и потребностями образовательного сообщества? Рады ли Вы, что появился конкурс всероссийского масштаба именно для директоров?

О: Конечно! Обидно было за профессию, что до этого в масштабах всей страны не существовало конкурсов для руководителей, на которых держатся школы, на которых огромный груз ответственности, что форма общественного признания директора была достаточно мала. Я думаю, что конкурс «Директор школы-2010» уже сыграл и будет играть большую роль в повышении престижа профессии директора школы.

В: Алексей Алимович, в чем еще, по Вашему мнению, практическая значимость конкурса?

О: Конкурс важен для системы образования в целом тем, что обратил внимание на вопросы школы более серьёзно, не только с точки зрения учитель – ученик, но и с позиции руководителя. Кстати, организаторы выбрали очень верный для конкурсной работы жанр – эссе, потому что у руководителя школы появилась возможность в свободной форме поднять любые проблемы, которые он считает нужным. До «Директора школы-2010» конкурсов, настолько эффективных по проблематике, ещё не было.
Конкурс «Директор школы-2010» нужен для того, чтобы диагносцировать ситуацию в образовании, намечать пути, куда двигаться, ближайшие шаги. Как уже говорил председатель жюри конкурса Константин Михайлович Ушаков, многие страны испытывают большие трудности и в сфере образования, и в других областях, потому что мир стремительно меняется. Конкурс как исследовательский механизм позволит диагносцировать болевые точки в сфере российского образования, нащупать, в каких направлениях нам нужно двигаться.

В: А чем конкурс помог лично Вам и Вашей школе?

О: Для школы очень полезно, когда их директор развивается, когда у него горят глаза и появляется новая энергия и задор.

В: В чем, по-Вашему, рецепт успеха руководителя?

О: Во-первых, никогда не унывать и собрать хорошую команду. Смотреть далеко вперед и оттуда планировать свою деятельность, очень важно учиться, тренироваться заглядывать как можно дальше, чтобы эта энергия будущего влияла на тебя и на твое окружение, вселяла уверенность в тех, кто с тобой работает, в учеников, родителей, педагогов.

В: Управление школой – это творческий процесс или жесткое следование правилам и схемам?

О: Очень творческий! Даже следование правилам надо осуществлять творчески: творчески организовать дисциплину, исполнение поручений, чтобы загруженность бумагами и отчетами не мешала заниматься творческими вопросами.

В: Как Вы относитесь к идее организации экспертного пула директоров-конкурсантов, способных влиять на все процессы в сфере российского образования?

О: Сейчас тема экспертизы обсуждается очень обстоятельно, в том числе и в министерских кругах, происходит оценка того, куда дальше двигаться – это очень важный вопрос. Я думаю, что создание сообщества - это интересная идея. Главное, как в любой идее, найти хорошее решение, удобное и эффективное для всех. Насколько я вижу сейчас ситуацию по качеству организации конкурса, - мне кажется, что все сделано грамотно: процедуры выбора финалистов, голосований. Если процедуры и технологии создания сообщества директоров-экспертов продумать, то мы будем иметь хороший результат, это будет полезно и системе образования в целом, и руководителям этого клуба, и другим руководителям, которые к опыту этого клуба смогут обращаться.

В: Если бы Вас попросили порекомендовать коллеге принять участие в конкурсе в следующем году, как бы Вы его уговорили?

О: Если ты хочешь действительно что-то изменить в себе, в своей жизни, в своей школе, поучаствуй в этом конкурсе – и у тебя получится!