top_block
 
 

Личный кабинет

 
 

Регистрация участников

 

Следите за конкурсом в социальных сетях:

 
 
 
 

Перейти в раздел «О конкурсе»Перейти в раздел «Номинации»Перейти в раздел «Участники»Перейти в раздел «Партнёрство»Перейти в раздел «Бюджет»Перейти в раздел «История»Перейти в раздел «Контакты»
 

 
   

Архив новостей


Подписка на новости  |  Новости конкурса в формате RSS

06.05.10    Обновления на сайте 

Федеральный портал «Российское образование» опубликовал интервью с председателем жюри конкурса «Директор школы – 2010» К.М. Ушаковым

Федеральный портал «Российское образование» опубликовал интервью с Константином Михайловичем Ушаковым - председателем жюри конкурса «Директор школы – 2010», д.п.н., профессоромкафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании АПКиППРО, главным редактором журнала «Директор школы».  Константин Михайлович поделился первыми впечатлениями от конкурсных работ, а также высказал своё мнение по управленческим вопросам и проблемам в работе директора школы.

– Закончился прием заявок на конкурс, какие предварительные итоги можно подвести?  Какие достижения описывают в своих работах директора?

–  Нам очень приятно, что участие в конкурсе привлекло такое количество руководителей образовательных учреждений из разных  городов и сел, решивших поделиться опытом преодоления различных  проблем  в сфере общего образования. Среди участников есть директора из небольших сельских школ, частных лицеев и гимназий, крупных региональных образовательных центров, коррекционных школ-интернатов, вечерних школ, школ надомного обучения и т.д.  

Конкурсные материалы отражают целый спектр вопросов и задач, стоящих сегодня перед руководителями образовательных учреждений. Это и модернизация учебного процесса, и перестройка школьных зданий, и кадровые решения, и вопросы повышения квалификации учителей, и сетевое взаимодействие школ. Кроме того, многие директора сельских школ рассказывают об опыте возрождения социокультурных центров на базе школ, укрепляющих положение самих сел.  Есть работы, в которых подняты вопросы нравственного и военно-патриотического воспитания детей, не обошли стороной и тему духовного воспитания ребят. Многие работы достойны того, чтобы их прочитало как можно больше людей. И хотя победителем может быть только один, мы обязательно предложим авторам самых интересных управленческих решений поделиться опытом со своими коллегами  на страницах наших журналов.

– В чем, по-Вашему, основная сложность для директора школы в управлении   педколлективом?

– Есть два типа поведения первого лица в школе. Один тип –  это ориентация на вышестоящий уровень. Здесь сложность заключается в том, что школа и вышестоящий орган имеют, как правило, разные организационные культуры. И между двумя этими типами организаций часто существует непонимание и то, что можно назвать «культурным барьером». Всегда возникают коммуникативные трудности. Эти две организации не могут между собой договориться, но не потому, что кто-то хороший, а кто-то плохой, а потому что они разные. Органы управления – это, как правило, ролевая культура с четкими обязанностями каждого. И эта культура ожидает, что подчиненная организация будет работать по тем же принципам. Школа очень редко бывает ролевой культурой, там невозможно проследить все обязанности и все виды взаимодействия, школа менее иерархична и, следовательно, менее упорядочена. Основная трудность директора, который ориентирован на внешние органы, состоит в том, чтобы найти общий язык с организацией, которая живет по другим принципам управления.

Второй тип руководителя – директор, который больше обращен внутрь своей школы,  ориентирован на работу с коллективом. Для него основная трудность – дезинтеграция. В учительской среде, для этой профессии, очень важен уровень автономности. По Генри Минцбергу, школы, университеты, больницы относятся к организациям, которые называются «профессиональная бюрократия». Это не ругательство, это термин. Для профессиональной бюрократии характерен именно высокий уровень автономии и нежелание, особенно членов этой организации, взаимодействовать между собой. Есть такое понятие «давление классной комнаты», когда учитель   в течение дня принимает около двухсот значимых решений или принимает участие в двухстах различных ситуациях. Представьте, сколько важных для ребенка решений этот человек принимает за год. Это непрерывное давление на психику педагога, и заставить этого человека после уроков взаимодействовать с другими взрослыми чрезвычайно трудно.  С другой стороны, все согласны, что надо развивать надпредметные навыки, ключевые компетенции, которые не создаются в рамках одного предмета и  возникают именно в результате совместной деятельности взрослых. Но создать условия, мотивацию для этого после такого коммуникативного давления, тяжелейшая задача.

Вот две самые сложные задачи для директора школы.

– Имидж современного директора школы в глазах общественности.

– Грубо говоря, общество делит директоров на «хороших и «плохих», но директор школы, например,  в провинции – серьезная и уважаемая фигура, и чем меньше поселение, тем сильнее его влияние на жизнь города, села и т.д. Ближе к центру его влияние, конечно, ослабевает. В  глазах сообщества, особенного нестоличного, это весьма серьезная фигура, да и любой столичный житель, отводя ребенка в школу, в которую достаточно трудно устроиться, в качестве последней надежды идет именно к директору. Другой вопрос, что директора могли бы быть более интегрированы в социальную жизнь сообщества, а не решать только узковедомственные задачи.  

– Основные различия между «сильным» учителем и «слабым», на Ваш взгляд.

– Слабый учитель просто преподает предмет, а сильный сосредоточен, опять-таки, на этике и морали на фоне предмета. Причем не важно, что он ведет.

На мой взгляд, сильный учитель кроме предмета преподает что-то еще, и потому считается сильным. Он демонстрирует некоторые образцы поведения, отношения к предмету, к жизни, к способу решения проблем в рамках предмета и т.д. Преподаваемые им вещи выходят за рамки предмета. В моем опыте не было сильных предметников, которые бы преподавали только предмет от и до, по учебнику. И к сожалению, в число слабых всегда попадают начинающие учителя, которые только пришли в школу, потому что ребята, которые приходят из вуза, слишком молоды для того чтобы иметь достаточно опыта, их жизненный опыт состоит из нескольких лет обучения в школе и в вузе. И с этим «багажом» они приходят в школу. Чему кроме пересказа учебника этот человек может научить? В этом отношении западные молодые учителя выгодно отличаются от российских коллег, потому что они учатся дольше и, соответственно, жизненный опыт у них накапливается в большей степени, чем у наших к моменту прихода в школу. Они приходят туда более зрелыми людьми.  Поэтому у нас сильными педагогами становятся люди, которые пришли не сразу после вуза, а получившие некоторый иной опыт. Это очень важно.

– Что бы Вы посоветовали молодому руководителю образовательного учреждения?

– Общий совет для молодого директора такой: считать, что вы на этом месте надолго, а потому намечать программы, которые не дадут быстрой отдачи. К успеху организации в целом приводят стратегические программы, рассчитанные на длительную работу. Для этого человек должен представлять себе, что он сможет ее начать, и он же ее закончит, представлять себе горизонт планирования. Он должен настраиваться на то, что на этом месте он надолго. Потом обстоятельства могут сложиться как угодно, но без этого убеждения начинать не стоит.


Перейти в архив новостей

 


 
 
 
  Министерство образования и науки России, учредитель конкурса   Директор школы   Социальный навигатор  
 
 
 

 

  конкурс проводится при поддержке  

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Российская академия образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Московский городской педагогический университет Администрация Мечетлинского района Республики Башкортостан

 

  партнёры конкурса  

 

Компания SELENA Международный детский центр «Артек» Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Интеркультура» Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации

 

  информационные партнёры  

 

Эхо Москвы Журнал «Вестник образования» Учительская газета Журнал «Вестник образования России»
Онлайн-издание «Вести образования» ПЕДСОВЕТ.ORG
Журнал «Практика административной работы в школе» Директория.Онлайн Федеральный специализированный журнал «Кто есть Кто в образовании и науке»

 

Оператор конкурса АНО «Образовательный квартал»

Оператор конкурса АНО «Образовательный квартал»