|
|
22.01.10
Организация конкурса
Состоялась пресс-конференция «На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образования»
Первый Всероссийский конкурс для руководителей образовательных учреждений «Директор школы - 2010» открылся пресс-конференцией «На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образования», которая состоялась 20 января в пресс-центре «РИА Новости». В конференции приняли участие члены оргкомитета конкурса и эксперты в области управления образованием.
Открыл пресс-конференцию Константин Михайлович Ушаков, председатель жюри конкурса, главный редактор журнала «Директор школы». Говоря о цели, идеях и основных этапах конкурса, К.М. Ушаков подчеркнул, что это конкурс не ресурсов, а умения ими распорядиться: «Нам показалось очень важным поддержать тех людей, которые в условиях ограниченных ресурсов находят решения проблем».
Исаак Иосифович Калина, заместитель Министра образования и науки РФ, подчеркнул практическую значимость конкурса и рассказал о намерении Министерства образования использовать школы-лауреаты конкурса в качестве баз для стажировки директоров — участников федеральных программ повышения квалификации. И.И. Калина выразил уверенность в том, что «ключевая фигура в школе — это директор школы, который собирает учителей и создает условия для эффективной работы».
По мнению Ярослава Ивановича Кузьминова, ректора Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), «ключевым ресурсом образования является преподаватель», и очень важно этим ресурсом грамотно распорядиться. Я.И. Кузьминов предложил рассматривать школу «в более широком контексте»: как институт, на который можно опираться в решении социальных, муниципальных проблем, «как один из ключевых агентов социальной жизни в своем городе, районе». Школа — это не только образование, подчеркнул он.
Николай Николаевич Прянишников, Президент компании Microsoft Россия, выступающей партнером конкурса, рассказал о роли информатизации школ в совершенствовании образовательных процессов: изучение информационных технологий в школе и активное использование информационных технологий в учебном процессе помогают «готовить молодое поколение к жизни в современных условиях».
Член жюри конкурса и директор центра образования «Царицыно» № 548 Москвы Ефим Лазаревич Рачевский, говоря о конкурсе, подчеркнул, что «такой конкурс нужен, для того, чтобы нашему директорскому сообществу были предъявлены некие успешные ходы».
В блоке ответов на вопросы журналистов были рассмотрены актуальные проблемы и тенденции в сфере общего образования и задачи, с которыми сегодня сталкиваются большинство директоров школ. Обсуждая вопрос «Кто такой директор: «учитель №1 или менеджер», участники сошлись во мнении, что противоречия здесь нет, необходимо объединять оба направления. По мнению К.М.Ушакова, «те системы успешны, где основной функцией директора является обучение персонала». Я.И. Кузьминов подчеркнул, что «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер не являвшийся учителем, не может руководить школой». Н.Н.Прянишников особое внимание обратил на важность лидерских качеств и умение вести за собой людей: «быть директором школы существенно сложнее, чем руководителем современного бизнеса: меньше ресурсов, а задач больше». По мнению К.М. Ушакова, одна из главных задач директора — «выработать миссию организации и сделать ее личным делом каждого», ведь педагогическая работа не возможна без осознания миссии.
И.И. Калина представил портрет среднестатистического директора сегодня: «не пожилой», имеющий высшее образование, бывший учитель, либо завуч, директоров-мужчин больше в процентном соотношении. «Сегодняшний директор — очень разный. В этом есть хорошее и в этом есть определенные проблемы», которые помогают решать существующие программы повышения квалификации и аттестации.
Участники обсудили, стоит ли привлекать в школы (в том числе и на позиции директора) людей из других сфер. По мнению И.И. Калины, «процесс прихода в начале 90-х директоров не из школы не всегда был отрицательным». С ним соглашается Е.Л. Рачевский, подтверждая, что иногда преподаватели из других областей «гораздо квалифицированнее, чем выпускники педвузов». И.И. Калина предложил новую модель подготовки преподавателей — совмещение образования в классическом вузе и психолого-преподавательской магистратуры.
Активную дискуссию вызвал вопрос общественной роли директора и зависимости директора от властных структур. И.И. Калина подчеркнул, что «директор свободен в своих действиях, если они не противоречат законодательным нормам и нормативным документам», но, конечно, важно наладить взаимодействие между директором и властью для эффективной работы. Е.Л. Рачевский высказал мнение, что «школа должна доказать свое право на свободу»: если школы пользуется доверием общества, то и власть будет давать ей больше свободы. Я.И. Кузьминов отметил, что конфликты у руководителей школ и местной власти очень редки, так как школы сконцентрированы на решении только образовательных проблем и в жизни сообщества не активно не участвуют.
Полная запись конференции и дополнительные материалы доступны в разделе «Пресс-центр».
Перейти в архив новостей |
|