Интервью с финалистом конкурса «Директор школы 2010»

Немирич Татьяной Николаевной

директором ООШ № 16 деревни Кулиш Чунского района Иркутской области

 В: Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от второго тура конкурса. Согласно его условиям, Вам необходимо было обратиться с «виртуальной» просьбой к известным представителям органов власти, экспертам в сфере образования с просьбой решить проблемы, актуальные для профессиональной деятельности директора или для системы образования в целом. К кому Вам выдалось обращаться и какую проблему Вы подняли?

О: Конечно, было волнительно очень. Чувствовала себя, как ученик! А в целом всё замечательно. Приятно, что я встретила понимание коллег, с которыми мы заглянули вглубь проблем образования. В своем выступлении я обращалась к экономисту Кузьминову Ярославу Ивановичу с таким вопросом: труд в прошлом и современности… Сейчас, к сожалению, труд как категория практически исчез, и в новые образовательные стандарты эту категорию не включают. И я спросила у Ярослава Ивановича, будет ли что-то сделано в этом плане, вернётся ли труд в школу? Ведь личность воспитывается только в трудовых условиях. И ещё я затронула проблему выживания маленьких школ. Как помочь выжить такой школе? У нас, например, детей в школе очень мало. Но у меня есть задумка – открыть на территории нашего поселения приют.

В: Связана ли эта проблема с теми вопросами, которые Вы рассматривали в своем конкурсном эссе?

О: Обязательно! Моя миссия как директора в маленьком селе, в маленькой школе – сохранить село. Если будет открыт филиал приюта, появятся и новые рабочие места. И самое главное, это коснется детей, лишённых родителей. В городских приютах зачастую детей не приучают к «правильному», к труду: их кормят, одевают и выпускают потом практически не подготовленными к жизни. Я не говорю, что это в 100 % случаев, но зачастую это именно так. А мы бы в селе (всё-таки все условия у нас для этого есть) вырастили бы из детей людей, приспособленных к труду и к условиям жизни в селе. Например, кто-то из выпускников школы стал бы фермером и остался бы в нашем поселении. Человек, который близок к труду, - это действительно личность. Труд многое воспитывает в человеке, закаляет его характер. Я считаю, что это самое лучшее средство воспитания.

В: Татьяна Николаевна, что для Вас было самым сложным и волнительным в ходе второго тура, самое яркое впечатление?

О: Самое яркое впечатление: я не думала, что люди в Москве будут настолько доброжелательны. И я не думаю, что это только внешнее проявление, - нет, это с душой. Я благодарна издательской фирме «Сентябрь» и особенно Ушакову Константину Михайловичу за организацию такого конкурса, потому что это дает мне стимул и поддерживает во мне ощущение, что я делаю всё правильно. Наша школа – единственная в районе, которая занимается трудовым воспитанием, у нас есть свое подсобное хозяйство. Но у меня такое ощущение, что мы никому не нужны в нашем районе, потому что, как я уже сказала раньше, труд как значимая категория ушёл. Легче всего собирать деньги с родителей на нужды школы, а не добиваться улучшения ситуации трудом всего коллектива, включая учеников… Многие сельские школы сейчас вообще ушли от труда, даже от самого элементарного: сажать картошку себе на пропитание. Но ведь в труде рождается чувство «мы»!

В: Скажите, пожалуйста, что Вам дало участие в конкурсе? Почему Вы решили принять в нем участие, чем это может помочь Вашей школе и Вам лично?

О: Этот конкурс для меня второй по счету. Весной я была на международном конкурсе Макаренко. Как там, так и здесь я увидела неравнодушных людей. Я нашла единомышленников. Это окрыляет, дает энергию. Ты понимаешь, что ты не один! Осознавая, что есть сподвижники, есть люди неравнодушные, хочется идти дальше, работать, жить. Эта работа – моя жизнь, моя печаль и радость.

В: Какое свое достижение как руководителя Вы считаете самым главным?

О: Я считаю, что самое главное – воспитать в ребенке личность, а все эти стандарты и реформы мало что дают.

В: Татьяна Николаевна, управление школой – творчество или жесткое следование правилам?

О: Я считаю, что это творчество всё-таки, в школе должны быть творческие люди. Правила – это когда на выходе из школы ребенок становится созидающей личностью. Важно, чтобы коллектив в школе тоже это понимал, а не только директор. Значимо воспитание всем миром, в селе это особенно прослеживается, это и есть суть села. На селе все держат хозяйство. Я встаю рано, в шесть часов утра, дою корову. Это тоже воспитывает. Я сначала не знала, как заниматься животноводством, птицеводством, но я сама училась этому, думала. И вроде меня сейчас уже ничто не заставляет продолжать вести хозяйство, но я не могу его не держать. Ведь нужно своим поведением показывать во всем пример детям и учителям. Я сама сейчас продолжаю учиться в аспирантуре, и учителя за мной потянулись, и дети видят. Я говорю детям: «Думаете, мне легко? Я тоже учусь. Я уже в возрасте, знаете, мне как сложно?». В городе, может быть, можно ускользнуть от этого «всевидящего ока», а вот в селе нет – всё «просматривается». Это и сложно, но в то же время это организует человека как личность.

В: Как Вы думаете, какой эффект на Вашу школу окажет Ваше участие в конкурсе «Директор школы – 2010»?

О: Учителя, конечно, радовались и переживали за меня. Это дело всей нашей школы: я описывала жизнь школы в конкурсном эссе вместе со всем коллективом. Его большая заслуга в том, что он меня очень поддержал и понял в трудную минуту. Я работаю в школе №16 начиная с 90-х годов, приехала сюда из другого села, проработала восемь лет в этой школе учителем, а потом меня назначили директором в столь трудное время – в экономический кризис. Конечно, было очень трудно. Но трудности закалили коллектив, и меня в том числе. Я благодарна своему коллективу, он много для меня сделал. А сейчас у нас новая проблема: сложная демографическая ситуация. Мне нужно сохранить село. А каким образом? Я вижу выход в следующем. У нас половина учителей взяла детей из приюта: всего у нас 13 детей. Я также являюсь опекуном одиннадцатилетней девочки. Мои дети уже взрослые, старшему 26, младшему 20… Я хочу открыть детский приют – тогда мы сохраним село, которое глубоко корнями ушло в прошлое, и очень не хочется хоронить это село.