Интервью с финалистом конкурса «Директор школы 2010»

Мирошниковым Владимиром Викторовичем

директором Заброденской СОШ Калачеевского района Воронежской области

В: Владимир Викторович, согласно условиям второго тура, Вам было необходимо обратиться с «виртуальной» просьбой к известным представителям органов власти, экспертам в сфере образования с просьбой решить проблемы, актуальные для Вашей профессиональной деятельности или для системы образования в целом. К кому Вам выдалось обращаться? Какую проблему Вы подняли, обращаясь к известной персоне, и связана ли она с темой конкурсного эссе?

О: В рамках второго тура мне довелось «виртуально» пообщаться с Президентом США Бараком Обамой. Я обратился к нему с просьбой сократить расходы на оборону, рассчитывая на то, что это приведет к освобождению средств не только в Америке, но и в России. Эти средства можно было бы с умом использовать для развития образования.

Кроме того, я коснулся проблем, которые связаны с финансированием школы и с сокращением кадров. Одна проблема из другой вырастает. В условиях подушевого нормативного финансирования очень большую роль играет количественный состав учащихся. Но некоторые нормативы не учитывают особенности различных вариантов школ, не учитывают расходы, которые не зависят от количества детей. И получается, что в некоторых школах не хватает средств. Это, в свою очередь, ведет к сокращениям, возникают различные коллизии как юридического плана, так и морального.

В своем эссе я описал маркетинговые ходы, которые помогли избежать падения численности и привели к росту количества учащихся, что в общем-то, несвойственно нынешнему времени, ведь у нас из-за сложной демографической обстановки численность сокращается. В нашей же школе она растет, и за последние три-четыре года выросла, может быть, не так и сильно, но, тем не менее, человек на двадцать точно. В то время как по району количество детей сокращается в среднем человек на 120-130 ежегодно. Демографическая яма серьезная…

В: Каково Ваше впечатление от второго тура и от конкурса в целом?

О: Самое яркое впечатление у меня осталось от общения с людьми, в частности, от общения с Константином Михайловичем Ушаковым. Он довольно открыто говорит о проблемах, называя их безо всякого политеса, четко и внятно говорит о том, что нас ждет, чего мы могли бы избежать, намечает стратегические задачи по планированию дальнейшего развития образования. Яркое впечатление у меня осталось от встречи с остальными организаторами конкурса. До этого мы общались виртуально, только через электронную почту, и мне очень было приятно видеть лично людей, которые столько сделали для того, чтобы «вытащить» нас из глубинки. Замечу, что это, наверное, первый конкурс, который проходит безо всяких вступительных взносов. Когда я до этого участвовал в конкурсах, обязательно надо было предварительно какую-то сумму внести. А здесь у нас и проживание, и проезд были оплачены организаторами.

В: Владимир Викторович, почему Вы решили принять участие в конкурсе?

О: Дело в том, что я в интернете давно, уже лет 12, наверное. Некоторое время был модератором образовательных сообществ и форумов. И мне до сих пор приходит от них рассылка. Часто я даже не открываю эти письма, потому что они довольно однотипные, а тут решил посмотреть и выяснил, что остается буквально десять дней до окончания приема материала на конкурс «Директор школы – 2010», и я решил, что мне есть, что сказать в таком формате.

В: А что Вам дало участие в конкурсе? Как Вы думаете, поможет ли каким-то образом Вашей школе?

О: Участие в конкурсе позволило в какой-то степени систематизировать свои взгляды и перспективы. Что касается получения каких-то материальных выгод – это, конечно, было бы неплохо, но… Одна из проблем нашей школы заключается в том, что все говорят: «Вы и так неплохо живете, вам уже ничего не надо», - но это не так. Если бы на волне победы мне удалось бы сделать евроремонт всех этажей нашей школы, я считал бы, что дважды выполнил свое назначение на земле, потому что 12 лет назад было довольно сложно построить школу, были времена дефолта... Если бы удалось сейчас определить сроки ремонта и заказчиков, если бы мое слово вдруг стало бы весомее после того, как я попал в десятку, было бы совсем неплохо.

В: Как Вы думаете, в чем секрет успеха руководителя? Как опыт руководителя может быть распространен на другие школы?

О: Мне кажется, нельзя назвать универсальный рецепт успеха, вывести универсальное управленческое решение. Все определяется ситуацией, в которой ты находишься, конкретными условиями, в которых ты живешь. Секрет успеха довольно прост: не нужно считать, что есть второстепенные дела, не бывает мелочей. Рано или поздно мелочь тоже может «выстрелить» и создать те проблемы, о которых ты и не подозревал. Что касается опыта... В условиях, когда, скажем, топ-менеджеры ведущих компаний попадают в ситуации «растерянности», когда требуется ежесекундное решение проблем, опыт становится той палочкой-выручалочкой, которая позволяет продумывать действия на шаг вперед. Угадывать проблемы, которые могут быть на подходе, принимать меры, которые позволят если не полностью избежать проблемы, то хотя бы смягчить ее негативные последствия.

При распространении опыта важно не допускать схоластики. Важно живое общение директоров между разными регионами. Директору нечего сказать в оторванности от того контекста, в котором он живет, «варится». Бывает, думаешь: «Я и так все знаю». А когда начинаешь сравнивать решение проблем в различных регионах, вот тогда и возникают точки роста. На очном туре конкурса высказывалась точка зрения о том, что нужно найти механизм общения между директорами школ из разных регионов, создать, возможно, виртуальную приемную, форумы, а может быть, даже организовать ассоциацию. Она нужна, потому что директор школы оказывается самым незащищенным с профессиональной точки зрения человеком. В такой ситуации профсоюз или организация стала бы очень мощным ресурсом.